Фарфор 1801-1855 гг |
Экскурсии - Эрмитаж |
В течение всего царствования Александра I (1801-1825) во главе Кабинета Его Императорского Величества, за счет дотаций которого существовал Императорский фарфоровый завод, стоял граф Дмитрий Александрович Гурьев. С первого же года службы он приступил к реорганизации дела. Для поднятия уровня техники производства был приглашен профессор технологии Женевского университета Франц Гаттенбергер (с 1803 г. директор завода). С целью усовершенствовать способы производства фарфора Гурьев привлек к делу трех мастеров Берлинской королевской мануфактуры - арканиста (составителя массы) Шульца, механика Шрейбера и обжигальщика Зейфферта. Одновременно на завод пригласили видного скульптора Александровской эпохи, адъюнкт-профессора Академии художеств Степана Пименова. С Севрской мануфактуры приехали художники Анри Адам, Дени Моро, Жак-Франсуа Свебах, а также токарь Фердинанд Давиньон. Фарфоровое производство первой четверти XIX в. пришлось на эпоху расцвета русского классицизма, выразившегося в стиле ампир . Самым значительным произведением этого времени стал Гурьевский сервиз, названный так по имени управляющего Кабинетом Его Императорского Величества графа Д.А.Гурьева. Парадный столовый сервиз на 50 персон, заказанный Гурьевым для Александра I, предназначался для Зимнего дворца и хранился в комнатах супруги императора Елизаветы Алексеевны. Автором проекта был модельмейстер Степан Пименов. Украшением сервиза служат скульптурные группы, изображающие крестьянских девушек и юношей, изящно держащих над головой вазы, чаши, корзины. Общая цветовая гамма ансамбля (красно-коричневый тон и золото) - парадная. Сервиз украшают пейзажи Москвы и Петербурга, Петергофа и Гатчины, исполненные по картинам и гравюрам Семена Щедрина, Федора Алексеева, Андрея Ухтомского, Степана Галактионова, а также сцены из жизни русских крестьян. Почти 100 лет Императорский фарфоровый завод придерживался принципа, провозглашенного императрицей Елизаветой Петровной - делать фарфор из земли российской . При Николае I (1825-1855) этот принцип был нарушен, т.к. в состав фарфоровой массы стали добавлять привозную лиможскую глину. В это же время был найден особый способ золочения фарфора, и дошедшие до нас изделия николаевского периода отличаются превосходным видом, мягкой полировкой, блеском и прочностью позолоты. Кроме золота, в технике орнаментальной живописи применяли и патину. Император взял на себя общее художественное руководство заводом и утверждал проекты создаваемых изделий, среди которых были классические дворцовые сервизы Гербовый , Золотой и Бабьегонский (насчитывающие тысячи предметов), а также сервизы, искусно имитирующие стили прошлого - Этрусский и Готический . Интерес к древнерусскому искусству вызвал создание вещей по рисункам известного археолога Федора Солнцева, которого на роспись Кремлевского коронационного сервиза вдохновил декор эмалевой тарелки Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. Виртуозность мастеров петербургского завода достигла такого мастерства, что им ничего не стоило скопировать оригинальный флакончик для духов знаменитой фарфоровой фабрики Челси (1740-1764, Англия), увеличив его до размеров большой вазы, или расписать изделие под бронзу, яшму, малахит, коралл. По заказам Императорского двора даже мебель изготавливалась с фарфоровыми инкрустациями. Высочайшим технологическим достижением завода 1840-х гг. стали лепные фарфоровые цветы мастера Петра Иванова. Собранные в прекрасный букет и помещенные на бледно-голубом пласте, они с удивительной точностью воспроизводят в фарфоре все видимые глазу ботанические особенности цветка. В 1830-1840-е гг. на заводе работали искуснейшие живописцы: пейзажисты Василий Столетов и Н. Корнилов, мастера исторических картин Василий Мещеряков и Семион Голов, исполнитель цветочных композиций Александр Тычагин. Для зарисовывания видов художники специально совершали поездки в Финляндию, Сибирь и другие местности. Цветы же рисовали с натуры в Ботаническом саду или в оранжерее при заводе. На протяжении многих лет художники копировали на фарфоре картины из эрмитажной Картинной галереи кисти Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, достигая удивительного тонального сходства с оригиналом. Достоинства живописи Императорского фарфорового завода были отмечены золотой медалью на Всемирной Лондонской выставке 1851 г. |
Читайте также: |
---|