Фарфор 1855-1894 гг |
Экскурсии - Эрмитаж |
К началу царствования Александра II (1855-1881) Императорский фарфоровый завод полностью работал на иностранном сырье. Керамические краски выписывались из Берлина, Парижа и Лондона. Механическая паровая машина сменила живую конную тягу. На заводе продолжали работать французские живописцы Пьер Бодэ (мастер цветочной живописи) и Виван Босе (первый рисовальщик цветов и амуров ), художники Федор и Константин Красовские, Алексей Васильев и Василий Корнилов. С 1885 г. здесь начал работать первоклассный саксонский копиист Карл Липпольд, мастер из Дрездена. Скульптура изготавливалась, в основном, по моделям Августа Шписа, который с 1849 г. был главным модельмейстером завода. Существенным нововведением начала 1870-х гг. явилась выделка терракоты, а также новые способы украшения фарфора - цветные глазури и роспись жидкой фарфоровой массой по кобальтовому или хромовому фону (техника pâte-sur-pâte ). Годы правления императора Александра III (1881-1894) отмечены особым вниманием царя к деятельности Императорского фарфорового завода. Считая, что распространение искусства есть дело государственной важности , император повелел поставить завод в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности . В 1880-е гг. на заводе установили новые машины и станки, выписанные из Лиможа, а также горны новой конструкции, заимствованной из Мейсена, Берлина и Севра. С целью улучшения техники производства заводских мастеров посылали за границу на лучшие фарфоровые и стекольные заводы Европы. В это же время Александр III распорядился исполнять авторские проекты изделий в двух экземплярах, один из которых затем передавался в коллекцию музея. В 1888 г. Копенгагенский завод представил на Всемирную выставку изделия с подглазурной росписью. Серия ваз с пейзажами была настолько эффектна, что многие заводы перешли на выпуск изделий, расписанных красками, которые наносились на необожженный черепок и сверху покрывались глазурью. В Санкт-Петербург по рекомендации директора Копенгагенского королевского завода приехали художники подглазурной росписи Карл Лиисберг и Карл Мортенсен. С 1892 г. Императорский фарфоровый завод начал работать в технике подглазурного декорирования и к 1906 г. выпустил около двухсот ваз с подглазурной росписью. Самым крупным и дорогостоящим произведением завода последней четверти XIX в. стал Рафаэлевский сервиз. Его проект разрабатывался и утверждался при непосредственном участии Александра III. Богатый орнамент сервиза был заимствован из фресковой росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане. В его исполнении подкупает тонкость работы, чисто прорисованные орнаменты, мастерство миниатюры. Рафаэлевский сервиз изготавливался в течение 20 лет и был завершен в 1903 г. |
Читайте также: |
---|