Коллекция стекла |
Экскурсии - Эрмитаж |
Особым разделом собрания отдела Государственного Эрмитажа Музей фарфора является не столь обширная (немногим более 400 предметов), но интересная и разнообразная по составу коллекция художественного стекла XVIII-XX вв. Среди ее экспонатов - гравированные штофы и кубки; сервизы граненого хрусталя; вазы многослойного стекла, декорированные с применением резьбы и травления; предметы, расписанные золотом и цветными эмалями. Самую многочисленную и значительную в художественном отношении часть коллекции составляют изделия Императорского стеклянного завода (1777-1917), иллюстрирующие все основные этапы развития этого вида прикладного искусства в России на протяжении более полутора столетий. Имея в штате высококвалифицированных мастеров и являясь заведением придворного ведомства, завод обладал исключительными финансовыми и техническими возможностями для создания уникальных произведений, что придало ему статус образцового предприятия и определило его ведущую роль в истории русского стеклоделия. Наиболее полно в собрании стекла Музея фарфора представлены изделия конца XIX - начала XX в., отличающиеся оригинальностью форм, разнообразием декоративных приемов, высоким техническим качеством исполнения. Большинство предметов этой коллекции носят единичный характер и являются работами ведущих художников и мастеров Императорского завода. Здесь находятся произведения, исполненные по проектам Рудольфа Вильде, Петра Красновского, Григория Зимина, Сергея Романова и Августа Тимуса. Исполнителями, а зачастую и авторами многих изделий были талантливые резчики и граверы, такие как Николай Семенов и Анатолий Лукин. Коллекция изделий эпохи модерна сложилась уже после объединения Императорского фарфорового и Императорского стеклянного заводов в 1890 г. и была призвана служить эталоном вкуса и мастерства. Ее специфику определяет также и то обстоятельство, что наряду с произведениями русских мастеров здесь можно познакомиться с отдельными интересными образцами европейских школ стеклоделия. Это объясняется тем, что одной из главных задач музея, находившегося при действующем предприятии, было регулярное пополнение его собраний не только высокохудожественными изделиями Императорского и частных русских заводов, но и лучшими, передовыми по технике исполнения заграничными образцами. Среди них большой интерес представляют декоративные вазы прославленных французских фирм Эмиля Галле, Братьев Дом и Эрнеста Левейе. |
Читайте также: |
---|