Французское искусство XX века. Пьер Боннар и Морис Дени |
Экскурсии - Эрмитаж |
На выставке представлены декоративные ансамбли художников-постимпрессионистов, основателей группы наби - Мориса Дени ( История Психеи ), и Пьера Боннара (триптих У Средиземного моря ). История Психеи была заказана Морису Дени московским коллекционером И. А. Морозовым в 1907 г. для украшения концертного зала особняка на Пречистенке. Дени воспроизвел несколько эпизодов повести-сказки из книги Апулея Метаморфозы, или Золотой осел . Поклонение людей юной прекрасной Психее возбудило зависть Венеры. Амур, посланный богиней, чтобы заставить девушку влюбиться в ничтожнейшего из людей, сам пленился ею. С помощью Зефира он укрыл Психею в своем дворце. Однако побуждаемая злыми старшими сестрами, Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего любовника. После исчезновения Амура обреченной на скитания Психее суждено было преодолеть много различных испытаний. Сказка завершается счастливо: Амур испрашивает у Юпитера разрешения на брак с Психеей. Рассказ Апулея - столько же сказка, сколько и аллегорическое повествование о том, как душа (Психея) стремится к соединению с любовью (Амуром). В работе над серией История Психеи мастер следовал эскизам, выполненным во Флоренции на вилле Белла-Виста. В панно Зефир переносит Психею на остров Блаженства изображен остров Изола Белла на Лаго Маджоре, в панно Месть Венеры отразились его впечатления от садов Джусти в Вероне. Прообразом Венеры в панно В присутствии богов Юпитер дарует Психее бессмертие и празднует ее брак с Амуром послужила жена живописца Марта, а Олимпийских богов - его друзья: Марса - К. Руссель и Вакха - А. Майоль. В январе 1909 года, приехав в Москву по приглашению И. А. Морозова, художник исполнил еще два больших панно, помещенных над дверьми ( Родные покидают Психею на вершине горы и Амур переносит Психею на небеса ), четыре узких - для размещения на западной стене и по сторонам центрального панно Психея обнаруживает, что ее возлюбленный - Амур , а также два орнаментальных бордюра по сторонам двери. Триптих У Средиземного моря был заказан Пьеру Боннару И. А. Морозовым при посредничестве парижской Галереи Бернхейм-Жён в январе 1910 года и предназначался для лестницы особняка на Пречистенке. В 1912 году в дополнение к триптиху Боннар исполнил еще два больших панно: Ранней весной в деревне и Осенью. Сбор фруктов , которые в настоящее время хранятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В июне 1909 года П. Боннар написал картину Вид Сен-Тропеза или аллея (собр. Ханлозер, Берн), впоследствии взятую за основу центральной части триптиха. Триптих был закончен к маю 1911 года. В ноябре этого же года, после экспонирования в Галерее Бернхейм-Жён и в парижском Осеннем салоне, его отправили в Москву. После упразднения московского Музея нового западного искусства в 1948 году это произведение П. Боннара поступило в Эрмитаж. Триптих - по существу единая и целостная картина, разместившаяся на трех подрамниках. Для всех частей сохранен единый масштаб и общий пейзаж, но при этом каждая отдельная часть обладает композиционной законченностью. |
Читайте также: |
---|