Фарфор 1925-1953 гг |
Экскурсии - Эрмитаж |
Вслед за проведенными в стране индустриализацией и коллективизацией, в результате которых, как отмечалось в партийных документах, была обеспечена победа социализма в СССР , в начале 1930-х гг. широким фронтом развернулось культурное строительство . Ленинградский фарфоровый завод с его богатыми культурными традициями и профессиональными кадрами стал базой для создания нового стиля, созвучного социалистическому быту. В 1931 г. здесь организовали первую в стране художественную лабораторию, которую через год возглавил Николай Суетин. В состав творческого коллектива, воплощавшего в фарфоре поставленные задачи, входили Алексей Воробьевский, Иван Ризнич, Михаил Мох, Анна Ефимова, Анна Яцкевич, Серафима Яковлева. Созданный фарфор отличался чистотой форм, белизной материала, сочностью красок и конкретностью образов в росписи. С большим вкусом воплощали художники современные темы в фарфоре, будь то аллегория социалистического строительства в росписи сервиза От тайги до постройки , тема индустриализации, решенная декоративными приемами в сервизе Индустриальный , прославление героики труда в сервизе Металл . Нередко художники обращались к сказочным мотивам. Создавая новый советский фарфор, скульпторы стали обращаться к простым геометрическим формам. Принцип простоты и лаконизма отвечал творческой установке руководителя коллектива Суетина, органично воплотившего в фарфоре воспринятые им идеи супрематизма. Он придавал особое значение чистоте и ясности формы, логической завершенности композиции, динамизму и лапидарности росписи. В 1933 г. под руководством Суетина Ева Штриккер разработала первую форму сервиза для массового производства Интурист . Чуть позднее появились суетинские формы Стандарт и более пластичная Крокус . А созданная в 1936 г. молодым скульптором Серафимой Яковлевой форма сервиза Тюльпан стала классической формой советского фарфора и прочно вошла в ассортимент завода на долгие годы. Со второй половины 1930-х гг. на заводе возобновилось изготовление крупных ваз, начали отливать скульптуру и бисквитные бюсты, воспроизводить образцы императорского фарфора. На больших парадных вазах возрождалась портретная и картинная живопись. И в скульптуре, и в росписи преобладали изображения руководителей коммунистической партии и государства. С 1936 года на фарфоровых изделиях появляется новая марка - ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова), - служившая, как и прежние, гарантом качества и мастерства. В 1937 г. фарфор Ленинградского завода вновь был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже. Из работ довоенных лет привлекает внимание большая ваза Слово о полку Игореве , созданная художником Алексеем Воробьевским по мотивам древнерусского литературного памятника конца XII в. В основу росписи был положен принцип художественного построения древнерусской миниатюры. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. коллекция музейного фарфора была эвакуирована в глубокий тыл на Урал. Многие ломоносовцы ушли на фронт и в народное ополчение, а оставшиеся работники стали бойцами отряда местной противовоздушной обороны. К первой годовщине окончания войны на заводе изготовили монументальную вазу Победа , которая была подарена коллективом Иосифу Сталину (сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва). Одухотворить красотой предметный мир, окружающий человека - такова была концепция искусства фарфора послевоенных лет. Легкой и стремительной, нежной и хрупкой, застывшей в одухотворенном порыве предстает в скульптуре Елены Янсон-Манизер Галина Уланова в роли Одетты из балета П.И.Чайковского Лебединое озеро . Многократно увеличенная и отлитая в бронзе, эта скульптура была установлена в 1984 г. перед единственным в мире Музеем танца в Стокгольме. |
Читайте также: |
---|