Фарфор 1954-1990 гг |
Экскурсии - Эрмитаж |
В 1958 г. на Международной выставке в Брюсселе золотую медаль получил сервиз Кобальтовая сетка художницы Анны Яцкевич, который стал визитной карточкой Ленинградского фарфорового завода. Роспись этого знаменитого изделия была навеяна декором Собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны (конец 1750-х) и гармонично обыгрывала мягкую, дольчатую форму сервиза Тюльпан . Тогда же золотыми медалями наградили Серафиму Яковлеву за формы сервизов Тюльпан , Весенняя и Восточный , Алексея Воробьевского за роспись сервизов Народные узоры и Русский лубок . Высшую награду выставки Гран при получили вазы Кристалл и Морская скульптора Владимира Семенова. В 1960-е гг. на заводе провели реконструкцию, в ходе которой на производстве внедрили туннельные печи непрерывного действия, полуавтоматы для литья и формовки изделий, а также стали применять механизированные способы декорирования фарфора, что привело к значительному увеличению выпуска продукции. В эти же годы на заводе стали изготавливать необычные чашечки из костяного фарфора, которые при легком постукивании отзывались приятным мелодичным звоном. От обычного фарфора они отличались более теплым цветом черепка и тончайшим слоем глазури. Эти качества сближали ленинградский костяной фарфор со знаменитым сортом китайского фарфора яичная скорлупа . Свойства нового материала по достоинству оценили скульпторы завода Эдуард Криммер, Анна Лепорская и Владимир Семенов. В созданных ими формах чашек и сервизов неизменно подчеркивалась тонкость, прозрачность и белизна фарфора. В дальнейшем с костяным фарфором стали работать Татьяна Линчевская, Нина Славина, Эльвира Еропкина. Изящество произведениям из костяного фарфора придавали росписи Алексея Воробьевского, Тамары Беспаловой, Инны Олевской и Михаила Моха. На выставках 1970-х гг. ленинградский фарфор представляли изделия старейшего художника завода Алексея Воробьевского с росписями по мотивам сказок и непревзойденного мастера анималистической живописи на фарфоре Ивана Ризнича. Творческое содружество скульптора Павла Веселова и художника Виктора Жбанова привело к созданию фарфорового зоопарка , который насчитывает почти сто фигурок животных и птиц. Европейское признание Павел Веселов получил вместе с серебряной медалью на Всемирной выставке керамики в Праге, уступив золотую знаменитому Пабло Пикассо. В 1980 г. завод имени М.В.Ломоносова в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество получил престижную международную премию Золотой Меркурий и вошел в категорию высокорентабельных промышленных предприятий. К 1000-летнему юбилею Крещения Руси (1988 г.) на заводе по заказу Русской православной церкви исполнили парадный сервиз, состоящий почти из тысячи предметов и предназначенный для резиденции Патриарха. В последние десятилетия в историю русского фарфора вписываются имена художников Андрея Ларионова, Эльвиры Еропкиной, Михаила Сорокина, Татьяны Афанасьевой, Галины Шуляк, Нелли Петровой. Основной темой Андрея Ларионова стал мир литературных образов Петербурга по произведениям Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского и А.Блока. С творчеством Эльвиры Еропкиной на заводе возродились утраченные в 1960-х гг. традиции жанровой скульптуры. Тематика ее работ: бал и цирк, бытовые сценки и библейские сюжеты. В произведениях виртуоза росписи Татьяны Афанасьевой доминируют образы безлюдных городов-башен и скалистых побережий (сервизы Гипербола , Осколки зеркала ). В технике подглазурной росписи создает серию работ Галина Шуляк, художник по фарфору и скульптор одновременно. Ее новые сервизы Серпантин , Клетка , Кокон , Тодес привлекают лаконичной выразительностью кобальтовых узоров, подчеркнутых золотом. Философским осмыслением понятия родина проникнуты глубоко лиричные, овеянные любовью и светлой печалью произведения главного художника ЛФЗ Нелли Петровой. В цикле ее работ Истоки , Спящая Россия впечатления детства соединились с размышлениями о судьбах современной деревни. Выставка работ современных мастеров фарфора экспонировалась в Государственном Эрмитаже в 2001 г. |
Читайте также: |
---|