Самый известный с детских лет художник Иван Иванович Шишкин родился в Елабуге 13 января 1832 года. Биография Шишкина богата географическими точками: учеба в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, в Академии художеств в Петербурге, поездки в Германию и особенно Швейцарию, где в Цюрихе художник брал уроки пейзажной живописи. Романтические образы молодого художника постепенно уступают место реалистичным картинам природы. Так в этюде Сосна на Валааме не только детали поражают точностью почти фотографического изображения, а крест дополняет драматический сюжет картины суровым историческим напоминанием.
Не только Петербургские и Валаамские сюжеты Шишкина были удостоены серебряных и золотых наград – в Дюссельдорфе по заказу он выполняет Вид в окрестностях этого города и получает звание академика. В Германии Шишкин много работает пером, его рисунки и гравюры хранятся в музее Дюссельдорфа, как и рисунки других признанных художников. Эксперименты с гравированием крепкой водкой, которыми художник увлекся во время путешествия в качестве пенсионера (не по старости, а как выражение признания Академии художеств), продолжились и по возвращении на родину. Шишкин возвратился из-за границы досрочно и с головой окунулся в работу. В это время в Санкт-Петербурге создается объединение аквафортистов, членом которого стал Иван Иванович.
Строгие ценители порой замечают, что расцвет рисовального таланта Шишкина (равных которому в русской живописной школе нет) подавляет в его творчестве колористические средства. Реальность изображаемых Шишкиным растительных форм настолько приковывает к себе, что настроение, передаваемое обычно цветом, не сильно угадывается, как если бы пейзажи были найдены случайно, а не выстроены художником. В частности, поэтому одноцветные произведения Шишкина не менее впечатляют, а иногда выражают больше, чем живописные полотна.
Художественное наследие Ивана Ивановича Шишкина – настоящее богатство в составе коллекций и выставок Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге. А побывав в Сестрорецком курорте, можно самостоятельно сравнить пейзаж с рисунком Дубки под Сестрорецком (1857).
|