1997: возвращение картины Рембрандта Даная после реставрации в экспозицию |
Достопримечательности - История Эрмитажа |
В 1997 г. в Эрмитаже состоялась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта Даная - одно из самых знаменитых полотен в собрании Государственного Эрмитажа. 15 июня 1985 г. эта картина подверглась нападению маньяка, который облил холст серной кислотой и дважды порезал его ножом. Вся центральная часть композиции представляла собой смешение бурых рельефных пятен с массой набрызгов, вертикальных натеков и утрат живописи. Процесс реставрации начался в тот же день. После консультации с химиками, художники-реставраторы начали промывку поверхности картины водой (в вертикальном положении) и добились прекращения химической реакции. Затем красочный слой был укреплен традиционным для эрмитажной реставрационной методики трехпроцентным осетрово-медовым клеем. Для руководства реставрацией шедевра были созданы Государственная комиссия, в которую вошли крупнейшие специалисты в области исследования и реставрации живописи и представители администрации музея, и Рабочая комиссия Государственного Эрмитажа. Реставрация картины осуществлена в 1985-1997 гг. сотрудниками Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа Е.Н. Герасимовым (руководитель группы), А.Г. Рахманом и Г.А. Широковым, при научно-методическом участии Т.П. Алешиной. Первый этап работы с произведением ограничивался комплексом консервационных и исследовательских мероприятий. Основной задачей было восстановление физической прочности того, что сохранилось. Консервация картины, включавшая укрепление красочного слоя и грунта, удаление двух дублировочных холстов, подведение нового дублировочного холста и глубинную регенерацию покровных лаков, была завершена к концу 1985 г. Выяснилось, что утраты авторской живописи не превышают того процентного соотношения подлинного и утраченного, при котором можно говорить о гибели произведения. В течение полутора лет под микроскопом велись работы по удалению натеков - продуктов реакции кислоты, утоньшению и выравниванию поздних лаковых покрытий и старых реставрационных тонировок. В места утрат подводился новый реставрационный грунт из мела и пигмента на клеевом связующем. Учитывая различную степень и глубину утрат, реставраторы Эрмитажа тонировали только отдельные поврежденные места, нарушающие общую целостность картины. Восполнение утрат проводилось в традиционной для Эрмитажа технике масляной живописи (идентичной подлиннику) на слое лака, разделяющем авторскую живопись и реставрационные тонировки. Так, в результате сложнейшей реставрации картина была возвращена к жизни. Данае удалось сохранить душу. Искалеченная, она тем не менее жива, излучает свой таинственный свет, - пишет М.Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, во вступительной статье к книге Даная. Судьба шедевра Рембрандта . |