Здание музея прикладного искусства СПбГХПА |
Экскурсии - Музеи |
Адрес: Соляной пер., 15 Годы постройки: 1885-1896 Архитекторы: Месмахер М. Е. Ближайшие станции метро: Чернышевская Дом №15 на Соляном переулке - музей находящейся по соседству Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. Штиглица. Именно на втором этаже её здания (дом №13) 29 декабря 1881 года был открыт музей, служащий изначально только учебному процессу училища. Благодаря активному пополнению коллекции он постепенно приобрёл самостоятельное значение. Со временем коллекция музея стала так обширна, что стала требовать отдельного здания. 14 января 1885 года совет училища поручил академику М. Е. Месмахеру (выпускнику училища) составить проект нового музейного дома. План нового музея рядом со школой был одобрен 1 февраля председателем совета училища А. А. Половцовым. В марте того же года Месмахер уехал за границу для изучения европейских музеев прикладного искусства. По возвращении архитектор представил совету проект здания, о котором А. А. Половцов написал в своём дневнике: Музей будет грандиозный, и размещение его задумано превосходно . Здания музея было заложено летом 1885 года. Открыто оно было лишь через 11 лет, в 1896 году. До декабря 1886 года музейная коллекция продолжала активно пополняться предметами прикладного искусства. Далее темпы развития коллекции замедлились из-за больших трат на строительство нового дома. Строительство здания, также как и покупка экспонатов, осуществлялась на проценты от капитала, завещанного бароном А. Л. Штиглицем. Торжественное открытие музея Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица состоялось 30 апреля 1896 года. На церемонии присутствовала императорская семья. Эта церемония стала одним из заметных культурных событий в Санкт-Петербурге. Современники сравнивали здание с двумя постройками венецианского зодчего эпохи Возрождения Д. Сансовино: палаццо Корнер делла Ка Гранде и библиотекой Сан Марко в Венеции. Представитель Южно-Кенсингтонского музея Н. Вессель в своём выступлении сказал: Я приехал в Петербург несколько дней тому назад, главным образом чтобы присутствовать на открытии этого Музея. Он роскошен, несравненно роскошнее музея нашей Кенсингтонской школы Журнал Строитель писал: Вступая через главный вход в просторный Вестибюль, посетитель, привыкший к казарменной архитектуре большинства наших музеев, сразу чувствует себя здесь в непривычной обстановке: полированный гранит, мраморы, бронза, живопись — все это богатство в художественных сочетаниях поражает и ослепляет . Здание музея стало последней работой М. Е. Месмахера в России. С момента своего открытия здание музея училища технического рисования барона Штиглица стало открыто для широкой публики. В Большом Выставочном зале регулярно проводились выставки. С 1898 года Дягилевым здесь выставлялись произведения Мира Искусства . Музей быстро стал одним из самых посещаемых в Санкт-Петербурге. Из-за революционных событий 1905 года, в которых активно участвовали и воспитанники училища, музей был закрыт вплоть до февраля 1909 года. Во время Первой мировой войны училище помогало фронту. В залах музея для Красного креста были открыты мастерские по производству противогазов и бинтов, часть помещений была отдана под склады. В октябре 1915 года встал вопрос об эвакуации экспонатов, после чего коллекция была упакована в ящики и хранилась в таком виде несколько лет. В 1917 году были закрыты мастерские Красного креста. К 1922 году в здании освободилось 12 залов. Училище технического рисования было объединено с Академией художеств, музей начал своё самостоятельное существование. Его коллекция стала пополняться предметами искусства из бывших частных собраний, из других музеев. В 1923 году было решено передать музей Государственному Эрмитажу. Для посещения он стал вновь открыт 16 декабря 1923 года. Один раз в неделю здесь организовывались экскурсии. Первая выставка состоялась 9 ноября 1924 года. С 1925 года музей стали называть Первым филиалом Эрмитажа. Весной 1926 года чиновниками было решено закрыть Первый филиал Эрмитажа и создать здесь Сельскохозяйственный музей. Такому повороту событий помешало лишь личное вмешательство наркома просвещения А. В. Луначарского. В июле 1927 года вновь появилось постановление о закрытии музея, но некоторое время он ещё продолжал работать. Вместе с тем, экспонаты стали передаваться музею Академии художеств, в другие музей. Часть коллекции была передана во Всесоюзное объединение по экспорту Антиквариат . Обширная коллекция музея технического рисования перестала существовать. В 1930-х годах в здании на Соляном переулке последовательно работали Кустарно-промышленный техникум, Международная выставка научных приборов, Государственный музей строительства и городского хозяйства (Музей города). К 1940 году единственным владельцем здания остался Государственный Эрмитаж. Сразу после прорыва блокады Ленинграда в 1943 году было принято решение об открытии училища по архитектурной отделке зданий. 5 февраля 1945 года начало свою работу Ленинградское художественно-промышленное училище, а вместе с ним и музей. Сотрудники и воспитанники училища восстанавливали здание, в которое во время войны попало два артиллерийских снаряда и одна авиационная бомба. В подготовленные к 1947 году помещения начали возвращаться экспонаты, ранее переданные в Эрмитаж, Русский музей, Академию художеств. Поступали экспонаты и из других музеев. С 1953 года учебное заведение носило имя его выпускницы скульптора В. И. Мухиной. В 1979 году здание музея было взято под охрану государства как памятник архитектуры. С 1980 года здесь начала проводиться научная реставрация. В 2008 году музею было возвращено имя барона Штиглица. |
Читайте также: |
---|