Лаборатория научной реставрации восточной живописи |
Экскурсии - Эрмитаж |
Заведующая лабораторией Елена Григорьевна Шишкова E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Лаборатория научной реставрации восточной живописи была организована в Государственном Эрмитаже в январе 1998 г. Ее создание было вызвано большим количеством памятников восточной живописи, хранящихся в Отделе Востока в секторе Дальнего Востока и нуждающихся в реставрации. Основными направлениями деятельности лаборатории являются реставрация клеевой живописи на шелке и бумаге (Япония, Китай) и живописи на холсте (Тибет, Монголия, Бурятия, Тайланд, Индонезия, Цейлон, Непал, Бирма). Сотрудники лаборатории занимаются реставрацией свитков, вееров, ширм, альбомов, живописи на рисовой бумаге , буддийских икон на холсте, миниатюрной живописи на кости. За 6 лет существования лаборатории было реставрировано 440 произведений искусства, разработано 4 методики, включающие 34 инструкции, по процессам реставрации и консервации. Наиболее ценная коллекция восточной живописи, включающая древние иконы, происходит из средневекового города Хара-Хото (XII-XIV вв.). Они были найдены и привезены П.К. Козловым из экспедиции в 1908-1909 гг. Иконы из этой коллекции уникальны тем, что в них соединились традиции техники живописи и иконографии Тибета и Китая. Большая часть коллекции была ранее реставрирована в 1950-е - 1970-е гг. реставратором Н.Н. Максимовой. В настоящее время работа продолжается по методике, сочетающей накопленный опыт и традиционные японские методы реставрации живописи. С 1998 по 2002 г. эти иконы были подготовлены для экспонирования на различных выставках, посвященных буддийской живописи: Будда и Радость жизни (Япония), Будда. Преодолевая пространство и время (Австралия). В 1999-2000 гг. была обследована коллекция японских вееров и реставрированы двадцать восемь вееров-утива. Этот популярный в Японии тип веера восходит к VI в. Его округлая форма связана с китайской традицией бумажных вееров, натянутых на круглую раму. В период с 1999 по 2001 г. сотрудниками лаборатории и хранителем японского искусства А.М. Боголюбовым совместно с сотрудниками Токийского государственного научно-исследовательского института изучения культурных ценностей была проведена программа по обследованию состояния коллекции японской живописи, хранящейся в Эрмитаже. Эта программа проводилась в рамках долгосрочного проекта Сохранение и изучение памятников японской живописи . В 2000 г. художники-реставраторы лаборатории подготовили к выставке Календарь - хранитель времени четыре японских свитка из серии Времена года и Астрологический календарь , происходящий из Индонезии. Он интересен не только своей иконографией, но и своеобразной техникой исполнения, которая отлична тем, что клеевая живопись нанесена непосредственно на слабо проклеенную хлопковую ткань без грунта. Иконы-тангка из Тибета, Китая, Монголии и Бурятии написаны клеевыми красками на грунтованном с двух сторон холсте, который подготовлен по специальной методике, отличной от европейской. В собрании Государственного Эрмитажа хранится более 1000 таких икон. Наиболее редкие и ценные памятники, относящиеся к началу XVIII в., происходят из коллекций князя Э.Э. Ухтомского и востоковеда Ю.Н. Рериха. В 2001 г. из этих собраний были реставрированы четыре иконы для временной экспозиции в Музее-квартире археолога и путешественника П.К.Козлова. Работа лаборатории неоднократно была представлена на отечественных и международных конференциях, результаты ее деятельности отражены в публикациях в специальных изданиях. Реставрированные памятники экспонировались на различных выставках в нашей стране и за рубежом. Лаборатория участвовала во Всероссийской реставрационной выставке Реставрация музейных ценностей России 2002. Триеннале - IV . Планомерно проводится работа по обследованию состояния коллекций восточной живописи Отдела Востока. Работа по реставрации памятников восточной живописи ведется в тесном сотрудничестве с Отделом научной экспертизы. При работе используются традиционные японские и китайские материалы и методы реставрации. Для реставрации живописи на бумаге и шелке используются японская и китайская бумага, клей из пшеничного крахмала, японские кисти и инструменты, а также планшет кари-бари для просушки и выравнивания объектов. Широко применяются также европейские материалы и оборудование. В настоящее время в лаборатории имеется оборудование, позволяющее улучшить традиционные методики и разрабатывать новые. Так, микроскоп фирмы Leica , вакуумный стол с увлажняющей камерой и ультразвуковой распылитель фирмы Becker Preservotec позволяют проводить сложные операции по расчистке живописи, пластификации основы и укреплению красочного слоя объектов. Сотрудники лаборатории повышают профессиональный уровень, проходя стажировки и участвуя в отечественных и международных конференциях. |
Читайте также: |
---|