Леонид Николаевич Андреев обнаружил в себе сочинительские наклонности довольно рано: в гимназии он часто писал сочинения за своих товарищей, подделываясь под манеру то Чехова, то Толстого или Гаршина. Поступив в Петербургский университет на юридический факультет, Леонид Андреев снискал популярность в студенческой среде своим рассказом о голодном студенте, в редакции, впрочем, не принятом. Литературное наследие Леонида Андреева, так любимого петербургскими и московскими барышнями, обширно и разнообразно. В период между 1910 и 1916 годами издано семнадцать томов его сочинений. Огромного роста, увлекающийся и сибаритствующий отшельник в финском поместье на побережье залива, владелец яхты и устроитель очистных сооружений, сломавшихся и пущенных в металлолом после недолгой эксплуатации, даже художник и коллекционер граммофонов. Его живописная экспозиция в Петербурге в 1913 году на Выставке независимых снискала одобрение таких китов русской живописи, как И.Е. Репин и Н.К. Рерих. Талантливые эксперименты с цветной фотографией вызывают интерес сегодняшних выставок.
И все же образ Леонида Андреева в культурно-просветительской деятельности не имеет однозначной оценки. С редакцией газеты Русская Воля , где он сотрудничал до октября 1917 года, связаны малоприятные события и темные фигуры, финансировавшие издание. Попытки Андреева затушевать подробности и придать благородство предприятию своей представительностью не вызывали одобрения у современников. Александр Блок образно описывал, что Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске - смерть .
Леонид Андреев умер 12 сентября 1919, не дожив до пятидесятилетия, не приняв ни Советской власти, ни ее противников. Вначале он был похоронен возле своего дома, у Черной речки, неподалеку от церкви, в 1959 году перезахоронен на Литераторских мостках.
|