В угловом доме №62 по улицам Чайковского и Потемкинской окна, обращенные к Таврическому саду, украшены фигурными портиками с барельефами - гипсовыми лицами Зинаиды, Татьяны и Натальи Гиппиус. Так случилось, что яркая одаренность Зинаиды Гиппиус затмила таланты других сестер – а именно одной из них, Наталье, закончившей школу ваяния, суждено было увековечить образ поэтессы на барельефе.
Зинаида Гиппиус – вся огненная, с осиной талией, глазищами (по описанию Андрея Белого) – состоит из неприятия лжи, кровавой бойни чрезвычайки , всего революционного-советского. Из-за этого неприятия многие творческие связи (как с Александром Блоком) – оборваны, Родина – оставлена, в дневнике – возмущение красным террором и бывшими поэтическими единомышленниками, с которыми теперь не по пути.
Фамилия Гиппиус (фон Гиппиус) в Петербурге с момента основания города, предки Зинаиды Николаевны были из талантливых Ревельских (ныне это Таллинн) оружейников приглашены самим Петром Первым и послужили Российской империи вплоть до ее развала в 1917 году.
В 1899 Зинаида Гиппиус, часто публиковавшая свои стихи и критические материалы под псевдонимом Антон Крайний, становится сотрудником Мира искусства . Она участвует в организации Религиозно-философских собраний и редактирует журнал Новый путь с 1903 года, работает в самых разных газетах — Слово , Речь , Утро России .
Неуемный энергичный талант и нетерпимость к новой России (не против революции выступает она, против большевиков) вынудили Зинаиду Гиппиус эмигрировать.
Вместе с мужем Дмитрием Мережковским Зинаида Гиппиус через Минск, Вильно и Варшаву перебралась в Париж в 1919 году, где у них оставалась квартира – ставшая на все время культурным центром эмигрантской России – литературным центром Зеленая лампа .
Про себя же она сказала в одном из интервью, что писателям в России остается просто молчать, если они не агитаторы Советской власти. Что касается эмиграции, то вряд ли она способствует творческой работе.
|