Лаборатория научной реставрации тканей |
Экскурсии - Эрмитаж |
Заведующая лабораторией Марина Владимировна Денисова Телефон: (812) 710-96-96 Факс: (812) 311-95-28 Е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Государственный Эрмитаж располагает уникальными собраниями археологических тканей из Пазырыкских курганов (Горный Алтай) и Ноин-Улы (Северная Монголия), античными, коптскими и византийскими тканями, западноевропейскими шпалерами, коллекциями светского и народного костюмов, русскими, восточными и западными вышивками, декоративными тканями, кружевами и уникальным по численности и художественному значению собранием русских и трофейных знамен XVIII-XIX вв. Лаборатория научной реставрации тканей была основана в 1938 г. Большую роль в ее организации сыграл хранитель знамен в Эрмитаже Н.Н. Семенович. Столкнувшись с необходимостью срочной консервации знамен и штандартов, он усовершенствовал старый метод наклейки знамен. Семенович провел научные изыскания, теоретически обосновал метод консервации тканей и разработал технологию реставрационного процесса, состоящую в дублировании экспоната на новую основу мучным клейстером. По его методу было отреставрировано большое количество знамен и штандартов. Это помогло спасти разрушавшиеся после войны ткани, которые около четырех лет находились в сыром помещении. Сейчас этот метод применяется для сильно поврежденных археологических тканей, которые необходимо хранить и экспонировать в развернутом виде. В 1960-е гг. был разработан и внедрен новый метод реставрации, заключающийся в дублировании музейных тканей на новую основу способом приштопки, что позволяет ткани сохранять свою эластичность. Это потребовало специальных навыков и знаний и стало возможным только с приходом реставраторов, владеющих искусством вышивки. В настоящее время проводится работа над экспонатами, каждый из которых представляет собой сложный комплекс материалов в сочетании с различной техникой исполнения - ткачеством, вышивкой шелком, золотыми и серебряными нитями, бисером и жемчугом. Реставрация костюма требует не только очистки и укрепления тканей, но и реконструкции формы, фасона и, следовательно, знания материала, а также изобретательности и вкуса. Реставраторы постоянно обращаются к специальной литературе по истории костюма, произведениям изобразительного искусства. Сложной и ответственной является реставрация археологических тканей. Ветхое, сильно разрушенное волокно нуждается в особом подходе при очистке и консервации. Способ реставрации в каждом конкретном случае выбирается на основе лабораторных исследований и визуальных наблюдений. Для воссоздания Большого Императорского трона (мастер Николас Клаузен, 1731 г., Англия), Тронного места в Георгиевском зале, а также балдахина над портретом Александра I в Галерее героев войны 1812 года - работ, выполненных в лаборатории в последние годы, - был применен комплексный метод реставрации. В настоящее время в лаборатории ведется поиск новых консервационных методов и материалов для сохранения эрмитажной коллекции тканей. Сотрудники лаборатории постоянно обмениваются опытом с коллегами из музеев России и зарубежья, проводят занятия со студентами Санкт-Петербургского государственного университета, оказывают теоретические и практические консультации. Важным аспектом деятельности лаборатории является также участие реставраторов в специализированных реставрационных выставках. |
Читайте также: |
---|