Китайский дворец |
Достопримечательности - Петергоф |
Расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, Китайский дворец является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II. Возведенный в 1762 – 1768 годах по проекту итальянского зодчего Антонио Ринальди (1709/10 – 1794) первоначально дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера был надстроен второй этаж, появилась застекленная галерея, подведенная под появившийся тогда же балкон и соединившая с южной стороны два ризалита, с востока и запада к торцевым частям здания были пристроены небольшие помещения-антикамеры. Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, внутреннее убранство дворца радует глаз удивительной нарядностью и изысканностью оформления. Самую значительную часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца. Тринадцать плафонов были исполнены в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры (Г. Дициани, Ф. Цуньо, Д. Гуарана, Д. Маджотто и Д. Б. Питтони), группировавшимися вокруг крупнейшего живописца-декоратора XVIII века Д. Б. Тьеполо. Еще четыре плафона были созданы С. Торелли и С. Бароцци, которые непосредственно работали в Китайском дворце и украшали большую часть из его интерьеров. Особым изяществом отличается Зал муз, прозванный за обилие живописного убранства в XVIII веке Живописной галереей. Стены украшены темперными росписями С. Торелли с изображением девяти Муз на фоне облаков в обрамлении легкой и изящной лепки. В темперной технике выполнены и живописные композиции падуг полка, а потолок венчает его плафон «Торжество Венеры». Своим великолепием и оригинальностью убранства привлекает к себе внимание и Стеклярусный кабинет, почти полностью сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты разделены резными золочеными рамами на отдельные панно. Их двенадцать – десять на стенах и два десюдепорта. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочки молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью (от французского «chenille»). На этом искрящемся фоне даны сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа в обрамлении легкого и подвижного растительного орнамента. Панно были вышиты в течение двух лет, с июля 1762 года по апрель 1764 года девятью русскими золотошвеями под руководством актрисы французской труппы Марии де Шель. Рисунки-картоны к стеклярусным панно выполнил в 1762 году «вольный живописных дел мастер» Серафино Бароцци, работавший в Петербурге более 10 лет – с конца 1750-х годов до 1771 года. Стеклярус был изготовлен на Усть-Рудицкой мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума русским ученым М. В. Ломоносовым. Восточные мотивы наиболее ярко воплощены в интерьере Большого Китайского кабинета. Отделка стен в виде наборных деревянных панно, выполненных в технике маркетри (мозаика из пластинок разных пород дерева), инкрустированных пластинками моржовой кости представляет собой галантные сценки из жизни китайцев на фоне пейзажа. Созданы эти композиции группой русских мастеров во главе со Г. Шталмеером, возможно по рисункам С. Бароцци, так как именно им для этого зала написан плафон «Союз Европы и Азии» и расписаны падуги потолка. Говоря об интерьерах Китайского дворца нельзя не вспомнить о декоративном убранстве Портретной, где главенствующее место занимает живопись – это двадцать два портрета кисти П. Ротари, удивительно гармонично включенные А. Ринальди в оформление интерьера. Отдельного упоминания заслуживают уникальные паркеты Китайского дворца. Первоначально при строительстве по рисункам А. Ринальди был сделан пол из искусственного мрамора (стюка). Работами руководил «штукатурных дел мастер» итальянец Альберто Джани. Но уже с 1771 по 1782 годы проводится замена полов искусственного мрамора на наборный паркет. Наборные паркеты в Китайском дворце выполняли по рисункам А. Ринальди столярных дел мастера Я. Ланги, И. Петерсен, И. Шульц и Витте с русскими помощниками, столярами И. Кузьминым, Зиновьевым, Горшковым, Коноваловым, Крашенинниковым, Демидовым, Колпаковым и другими. Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века, все убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с удивительной фантазией и исключительным мастерством и не имеет аналогий в мире. |
Читайте также: |
---|